Легендарная трасса «Аляска – Сибирь» – так называлась в годы Великой Отечественной войны воздушная трасса между США и СССР, по которой перегонялись американские боевые самолеты по договору ленд-лиза.
Первые дни Великой Отечественной войны СССР начал с крупных потерь. Немецкие бомбардировщики господствовали в небе и сбили 1200 боевых самолетов.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Теодор Рузвельт выразили готовность предоставить Советскому Союзу американское и английское вооружение, в том числе самолеты. Однако удобного маршрута для поставок не было. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда, идущие через Северную Атлантику, а транспортировка через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев. Было принято решение организовать поставки через Аляску и Сибирь, несмотря на крайне сложные метеорологические условия, отсутствие аэродромов и запасов горючего.
В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания.
В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олёкминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке.
В мирное время на строительство трассы потребовалось бы не менее пяти лет.
Но в 1942 году первую очередь Красноярской воздушной трассы, протянувшейся от Аляски на 6306 километров, подготовили за 10 месяцев. Для создания АлСиба в срочном порядке строили десятки основных и запасных аэродромов, завозили горючее, масла, запасные части, продовольствие, на скорую руку возводили жилье для экипажей и технических специалистов, организовывали базы снабжения. Строительные работы на пересадочных пунктах велись, в основном, вручную. Гравий для взлетно-посадочных полос привозили на лошадях и трамбовали
колотушками. Повсеместно использовали труд заключенных, особыми распоряжениями мобилизовали местное население.
Летать по трассе Алсиба, проходившей через глубокий тыл, было не менее опасно, чем на фронте. В общей сложности самолеты должны были преодолеть около 14 тысяч километров. Самым сложным был участок трассы, пролегающий большей частью над малоисследованными безжизненными просторами тундры
и тайги протяженностью более 6 тысяч километров.
Видимость на трассе была плохой. Облака часто стояли слоем в несколько километров, через них приходилось буквально пробиваться. При перелете через Верхоянский и Черский хребты в Якутии летчики вынуждены были подниматься на высоту в 5-6 км, и воздуха для кислородных масок часто не хватало. Карты местности были неточными. На гигантских безлюдных просторах не было привычных для летчиков ориентиров – железных дорог, городов и поселков. На помощь с земли не рассчитывали: радиопередатчики были маломощными, радиомаяки
отсутствовали, ровно как и пеленгаторы на аэродромах. Из-за магнитных бурь пилоты не могли получить метеосводку и не были готовы к перепадам высот.
В таких условиях часто гибли даже опытные пилоты, не говоря уже о молодых летчиках, поступавших на службу после ускоренных летных курсов.
Всего за 1942-1945 годы по трассе «Аляска – Сибирь», в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, советские пилоты перегнали 7831 самолет, потеряв 44 самолета и 115 человек.